Живопись средневековья

Живопись средневековья

Религиозная и светская живопись. Религиозная тематика играла особую роль в творчестве средневековых живописцев. Среди картин можно отметить иллюстрированные биографии известных буддийских священников, такие как Иппэн хидзири-э («Картины о буддийском аскете Иппэне», 1299) — серия из 12 ручных свитков, изображающих жизнь монаха Иппэ- на Сёнина (1239—1289) и созданных художником Эни, творившим в конце XIII столетия.

Другую важную тему средневековой живописи составляли изображения буддийских и синтоистских мандал (мандара). Мандалы представляют собой абстрактные образы буддийской вселенной и часто изображают будд и бодхисатв. В средневековый период часто изображали и синтоистские мандалы, заимствованные синтоизмом из буддизма. В отличие от более абстрактных буддийских образцов, синтоистские мандалы изображали святилища с высоты птичьего полета в их природном окружении.

Другой тематике буддизма были посвящены картины рокудо-э, или изображения шести видов перерождения в мире сансары (см. главу 6 «Религия»). Эти шесть областей толковались как шесть возможных состояний бытия всех связанных с циклом перерождений — циклом, который мог быть разорван посредством вмешательства Будды и бодхисатв, которые могли прервать сансарическую связь, способствуя рождению человека в Чистой Земле. В религиозном смысле рокудо-э являли собой визуальное напоминание о том, чем недостойная жизнь могла обернуться для людей, не стремившихся к буддийскому просветлению. Особенно яркими были изображения различных уровней ада и ужасных судеб, ожидавших тех, кто рождался там. Известным примером является Дзигоку дзоси (свитки ада; горизонтальный свиток конца XII в.).

Противоположностью рокудо-э являлись картины райгодзу («приветственные картины»). Райгодзу изображают схождение Будды Амиды к кровати умирающего сторонника школы буддизма Чистой Земли. Согласно сутре Чистой Земли, после смерти сторонника этой веры к нему приходит Будда Амида, чтобы забрать его к себе в Чистую Землю. Жанр райгодзу представлял собой визуальное воплощение этой идеи и предназначался для поддержания веры буддистов Чистой Земли в то, что после смерти они переродятся на Чистой Земле.

Комментарии закрыты.