На протяжении всего периода Средневековья и начала Нового времени художники писали картины как на светские, так и на религиозные темы. Широта и богатство японских традиций живописи четко просматриваются в многочисленных форматах, стилях и разнообразных темах, представленных в сохранившихся с феодальных времен картинах. Конечно, разнообразие живописных методик, существовавших на протяжении 700 лет военного правления, усложняет краткий обзор этой формы художественного выражения. Например, буддийские персонажи и темы изображались в нескольких различных форматах и стилях, что затрудняло ассоциации с конкретными категориями. Монохромная живопись тушью (эта техника широко применялась в средневековую эпоху) как на светские, так и на религиозные темы применялась в самых разнообразных форматах. Таким образом, одна-единственная глава о японской живописи Средневековья и начала Нового времени просто не в состоянии подробно рассказать о многих значительных художниках и важных направлениях в искусстве. Поэтому настоящий раздел содержит лишь краткий обзор живописных форматов и методов, использовавшихся в эпоху военного правления, а также общий обзором главных направлений в живописи.
В начале этого краткого введения в японскую живопись Средневековья и начала Нового времени мы должны прояснить один из аспектов художественной исторической терминологии. Стилистические понятия кара-з (картины в китайском стиле) и ямато-э (картины в японском стиле), впервые использованные в период Хэйан, сохранялись при обозначении японской живописи на протяжении средневековой эпохи. Хотя эти термины могут показаться очевидными, на самом деле они используются для обозначения различных стилей, методов, а также содержания написанных картин. Термин кара-э может относиться к работам китайских живописцев или картинам японских художников, использующих китайские стили живописи. Картины, написанные японскими художниками с изображением китайского сюжета, например китайского пейзажа, мифического или реального, также обозначаются как кара-э. Китайские пейзажи зрительно отличаются от японских тем, что на картинах кара-э изображаются крутые горы, типичные для многих областей Китая, в то время как для ямато-э характерен плавный рельеф, свойственный японскому архипелагу. Хотя это понятие может относиться к пейзажным сценам, первоначально термин ямато-э использовался для обозначения картин, выполненных японскими художниками в характерной японской манере с применением толстых и многослойных красок, в ярких богатых тонах. (Старинное японское слово яматоозначает «Япония».) Начиная с периода Хэйан и далее в ямато-э, или живописи в японском стиле, преобладают острые темы, восходящие к аристократической литературе. Однако методики периода Эдо, такие как стиль Римпа, использовали типичный живописный сюжет ямато-э, подавая его с отступлением от установленных традиций, таким образом придавая новое звучание знакомой теме. Такие характерные только для Японии живописные форматы, как свитки (эмакимоно) и складывающиеся ширмы с шестью панелями (бёбу), расписанные на темы литературных произведений, времен года или сценок из повседневной жизни, также считались классическими образцами японского стиля и пользовались популярностью на протяжении Средневековья и начала Нового времени.
Комментарии закрыты.