Внешний край барьерных островов

Внешний край барьерных островов

Внешний (морской) край барьерных островов чрезвычайно изменчив под влиянием штормовых и сезонных колебаний волновой энергии. В целом, по многолетним данным, отмечается тенденция к размыву берега, что требует применения различных способов защиты. Так, западный берег о. Зильт (ФРГ) отступает со средней скоростью 1,6^- 1,9 м/год. Защитная стенка, построенная в 1907—1923 гг., была позднее полностью разрушена волнами. В 1972 г. для восстановления пляжа на участке в 2,9 км у Вестерланда в береговую зону было переброшено из соседних приливных осушек 750 тыс. м3 песка.

Образовавшийся насыпной барьер предотвратил разрушение облицовки набережной во время сильных зимних штормов 1973—1974 гг. Однако размыв подводного склона ниже изобаты 6 м продолжался даже в период отсыпки искусственного пляжа (Fiihrbdter и др. 1976; Wenzel. 1979), что привело к необходимости повторной подпитки пляжа в 1978 г. (960 тыс. м3 песка) (Draga. 1983). Сильный размыв берега характерен также и для других барьерных островов. Таким образом, длительное голоценовое наращивание, берега сменилось, как и на многих других участках барьерных берегов мира, современным его отступанием.

Этот процесс осложняемся общим смещением всей цепи Западно- и Восточно-Фризских о-вов к востоку — в сторону действия основных ветров и волнений (Luck. 1976). Значительному размыву в течение столетий подвергаются, например, западные и юго- западные берега о. Боркум (Samu. 1982). Возведение гидротехнических сооружений (в данном случае — системы бун) на этом и других подобных участках не решает проблемы защиты берегов от абразии и даже нередко усугубляет их размыв, нарушая естественный процесс смещения песчаных островов.

За барьерными островами располагаются широкие песчано-илистые осушки (ватты), формирующиеся под влиянием проникающих сюда между островами приливов и нагонов. В вершине Немецкой бухты, где острова отсутствуют, осушки занимают все прибрежное мелководье. Перемещение тонких наносов приливными течениями (скорость 30— 50 см/с, а при штормовом нагоне — 150 см/с) здесь весьма значительно. Измерения у о. Нёйверка показали концентрацию тонких наносов в суспензии до 30 мг/л — в спокойных условиях и до 300 мг/л — во время штормовых приливов (Siefert, Barthel. 1981). Эти наносы не только активно надстраивают осушки, но и обусловливают заносимость навигационных каналов, особенно канала в эстуарии р. Эльбы, который связывает крупнейший немецкий порт Гамбург с Северным морем. В 1971—1^73 гг. при прежней глубине канала 12 м его заносимость достигала 4,3 млн, м3 осадков в год (Giese. 1978), что (наряду с увеличением объемов судоходства до 100 тыс. крупных судов в год) потребовало начать в Барьерные острова и продолжающие их к юго-западу гряды дюн (выс. 20—55 м) на материковом побережье, а также обширный пояс осушек предохраняют от воздействия волн расположенное за ними низменное побережье. Этот район испытывает длительное комплексное прогибание. Общая скорость прогибания различных прибрежных участков Нидерландов колеблется от 3 до 60 см за 100 лет (Бондарев. 1979). В результате многие области находятся на 3—5 м и более ниже ур. м. Район Роттердама располагается на 6 м ниже ур. м.

Наводнения не раз захватывали это низменное побережье, нанося огромный ущерб. Во время исторического наводнения 1421 г. в дельте Рейна было затоплено 72 населенных пункта и погибло свыше 10 тыс. человек. Постоянная угроза наводнения, особенно во время штормовых нагонов воды, издавна ставила задачу постройки защитных дамб. Наиболее интенсивно эта работа проводилась в Нидерландах. Около У5 нынешней территории страны — это суша, отвоеванная упорным трудом у Северного моря.

Комментарии закрыты.