Японское общество Средних веков и начала Нового времени имело иерархическое устройство. В конце XVII столетия эта иерархия состояла, по крайней мере в теории, из четырех самостоятельных сословий: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы. В свою очередь эта общая иерархическая структура сформировала состав семьи. Законы запрещали браки между сословиями, что заставляло людей заключать браки согласно экономическим интересам. Такая структура закрепляла преобладавшую иерархическую парадигму, мешавшую людям изменить свой социальный и профессиональный статус.
В Японии Средних веков и начала Нового времени основной семейной единицей являлся из (дом). Образовывавший ядро семьи иэ обыкновенно расширялся за счет других членов, включая близких родственников, таких как бабки и деды, и не родных людей, например слуг и членов их семей. Кроме того, что иэ являлся основополагающим компонентом социальной организации, это понятие также относилось к областям семейной собственности, репутации и принципу длительной семейной преемственности. Как правило, наследником становился самый старший из сыновей. Однако при отсутствии законных кровных родственников, которым можно было передать права, для продолжения семейной родословной в дом принимали так называемых «внешних наследников», не связанных с семьей. Этот дух непрерывности и наследования отражает конфуцианское влияние на японскую культуру начала Нового времени. Высшие сословия общества, особенно в течение периода Эдо, следовали семейным принципам конфуцианства, заключавшимся в приоритете сыновнего долга, повиновения и верности. Считалось, что отдельные люди должны жертвовать собственным благосостоянием и личными желаниями ради блага всего семейства. Понятие иэ присутствует повсюду в японской культуре задолго до средневековой эпохи. Однако иэ стал играть особенную роль именно в период Эдо, когда сильный экономический рост впервые позволил даже простым людям устанавливать свою собственную родословную преемственность.
Традиционный размер иэ составлял приблизительно пять человек. Если семья теряла одного из членов, то дополнительная ответственность распределялась между другими членами бедной семьи или возлагалась на наемного работника в более богатых семьях. Главой домашнего хозяйства (коею) традиционно являлся мужчина, обладавший самыми большими полномочиями и обязанностями. Однако когда такового мужчины не находилось, женщины также могли занимать главенствующее положение в доме. Естественно, коею становилась самая влиятельная и уважаемая женщина в доме; она же и вела домашнее хозяйство.
Отсюда следует, что в японском обществе начала Нового времени обладать властью могли не только мужчины. Следует отметить также тот факт, что власть коею часто сдерживалась и подрывалась традиционными моральными принципами повиновения всем старшим. Эта этическая норма высоко ценилась в обществе, поскольку она подразумевала уважение ко всем людям пожилого возраста, независимо от их пола или положения. Таким образом, женщины и слуги могли также заслужить уважение, выполняя свои обязанности по дому.
Комментарии закрыты.