Уличные актеры и рассказчики

Уличные актеры и рассказчики

Помимо официальных музыкальных, танцевальных и театральных традиций, существовали и другие формы исполнительского искусства. Уличные развлечения, например, стали существенным явлением на протяжении периода Эдо, способствуя росту городов как важных культурных центров. Спо

собы исполнения принимали здесь исключительно разнообразные формы, и, согласно подсчетам, существовало целых 300 различных видов уличных актеров. Горожанин мог на улице услаждать свой слух и взор пьесами, дрессированными животными, фокусами, песнями и танцами, комическими диалогами и кукольными представлениями, а уличные разносчики продавали зрителям пищу, напитки и даже лекарства. И хотя уличные развлечения приобрели огромную популярность, исполнители этого уровня считались бродягами, обладавшими очень невысоким социальным статусом.

В начале Нового времени появились другие формы исполнительского искусства. Присущую периоду Эдо разновидность театра ёсэ нередко сравнивают с водевилем благодаря особой форме представления, включавшего в себя песни и танцы, комедийные сценки, разговорный жанр, пародию, пантомиму и акробатику. Популярность ёсэ подтверждается существованием в Эдо в начале Нового времени более 390 театров ёсэ. Особое место в развитии ёсэ занимает повествовательный жанр, некоторые традиции которого восходят к Средневековью и в течение периода Эдо обрели статус исполнительского искусства. Это в первую очередь ракуго и косяку.

Ракуго, комический монолог, часто содержавший внушительную порцию сатиры, исполнялся профессиональными рассказчиками, известными как ракугуока. Исполнитель ракуго, по сути дела, давал собственное представление, в котором исполнял все роли, меняя выражение лица и интонацию, чтобы изобразить различных персонажей. Исполнитель обычно сидел на подушке в центре пустой сцены, используя в качестве реквизита только веер. Важной особенностью исполнения раку го была связь между ракугока и зрителями, тем более что сюжеты его историй были известны публике. Исполнитель создавал ощущение связи с аудиторией посредством уникального способа повествования.

Косяку, который в начале периода Мэйдзи стал называться кодан, также являлся популярной исполнительской традицией в период Эдо; здесь рассказчики пересказывали истории, основанные на различных преданиях и легендах. Эта повествовательная традиция восходит к чтению и толкованию буддийских и других религиозных текстов. В период Эдо косяку утратил свою связь с религией, репертуар его историй расширился и стал включать повествования о драматических битвах, феодалах, торговцах и других горожанах, а также об их пороках. Популярность сохраняли и героические повести. Рассказчик сидел за столом и рассказывал историю, пристукивая по столу деревяшкой или веером, чтобы создать драматический интерес в важных местах рассказа.

Комментарии закрыты.