Цзун-цзы и рисовое вино с реальгаром

Цзун-цзы и рисовое вино с реальгаром

Под т.н. “пятью ядов” подразумеваются змей, сколопендра, скорпион, ящерица и жаба, или змей, сколопендра, скорпион, паук и ящерица в целом; имеются и такие места, где пятью ядами называют огурец, яичный желток, желтый горбыль, флюту и желтую лягушку. Поскольку после пятого мая по лунному календарю температура начинает подниматься, распложаются мухи, комары, легко вспыхивают заразные болезни, люди в старые времена называли май “месяцем зла” или “месяцем ста ядов”. А во время Праздника Дуань-у свет от солнца в самом разгаре, одновременно вспыхивают всякие яды. Народ считает этот месяц месяцем, насыщенным бедствиями и страданиями, убеждается, что новорожденный ребенок может погибнуть и поэтому необходимо применять различные профилактические меры, в том числе и прибегать к приему лекарств и совершению колдовства ради избавления от повреждения пяти ядов. Ради этого люди применяют пять дуань, то есть пять растений — аир тростниковый, полынь, цветы от граната, чеснок и шань-дань (лилия). В день Дуань-у обязательно нужно дарить веер и пить рисовое вино с реальгаром, детям одевают передник, окутывающий живот против пяти ядов, надевают мешочек с ладаном, ловят лягушек, наклеивают знак Дуань-у, купаются в воде со специальной прибавкой от растения и т.д. В Тяньцзине замужные женщины отводят детей на берег реки “прятаться от пяти ядов”, снимают с детей всякие предметы для избавления от ядов, такие, например, как хлопчатобумажные фигурки или собачек, и бросают их в воду, чтобы они вместо детей пострадали от бедствий, в народе это называют кусанием собаками звезд бедствия.

Вывешивание полыни (коллекция Музея Гугуп) По преданиям полынь может удалить пять ядов и прочие духи зла.

Привязаиие цветной ленты (коллекция Музея Гугун) Во время Праздника Дуань-у люди привязывают на руки цветную ленту и называют ее лентой долголетия.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что во время Праздника Дуань-у существуют, главным образом, следующие обычаи против пяти ядов:

Во-первых,надевают растения ради устранения зол. На первых порах надевали аир тростниковый и полынь-тигра.В большинстве случаев народ сам собирает их для собственной нужды, а в городах их продавали на улицах. Потом добавлялись и цветы от граната,чеснок, цветы- драконовые лодки, они вместе с аиром тростниковым и полынью-тигром называются пятью дуаней, способных противостоять пяти ядов.

Во-вторых, на праздник покупают цветы пяти тигров, надевают волшебные предметы защиты, которые называют тоже мешочками ароматными, а в отдельных местах рисуют рисовым вином с реальгаром на лбу детей иероглиф “Ван” и считают, что так тоже можно избавиться от ядов. А в других местах специально шьют одежду или майку против пяти ядов, надевают их на детей. Кроме этого бывают и случаи, когда наклеивают знак вечного спокойствия, организуют фестиваль-соревнование в честь Цзун Куя.В народе существуют и разнообразные формы вырезки из бумаги, которые помогают избавиться от пяти ядов, так например, горлянка, свергающая бедствия, горлянка с аиром тростниковым ; полынью-тигром и кинжалом, тигр, покоряющий пять ядов и др.

В-третьих, обычай по прогулке по Храму Неба. Это популярно, главным образом, в районе старого Пекина. Во втором томе книги соавторов Лю Тон и Ю И «Краткое описание достопримечательностей в императорской столице )) пишется: “В первый полдень пятого мая люди хлынулись в Храм Неба, говорят, что ради избавления от ядов”.

Во время Праздника Дуань-у бывает много игр, кроме катания на драконовых лодках существуют и шэ-лю (стрельба в ивовый прут), цзи-цю (удар по мячу), доу-сао (бой по траве) и т.д.

“Шэ-лю” был сравнительно типичным видом состязания на конях для кидан и, как правило, проводился во время Праздника Дуань-у. При состязании в землю втыкали ивовые прутья без корья, в которые стреляли из лука на мчащихся конях. Победителем считали того, кому удалось согнуть прут стрельбой и взять его в руки. Тот, кто только согнул прут, но не взял его в руки, занимал второе место. Терпели поражение те, кто не согнули прут или не попали в цель. Для участия в такого рода состязании было необходимо большое мастерство по бегу на коне и по стрельбе, а усвои ть все это было очень трудно.

Комментарии закрыты.