Сюжетная ткань и стиль

Сюжетная ткань и стиль

Сюжеты менялись, их часто брали из повествований об известных публике персонажах, исторических и литературных, в жизни которых возникал неразрешимый конфликт, заканчивавший неудавшуюся жизнь и мешавший переходу в следующую. Воплощение такого сюжета требовало соответствующего литературного стиля, кроме всего прочего, эстетичного, поэтичного, эмоционального и изящного.

Сюжетная ткань и стиль определялись предписанной структурой по схеме: 1) введение (дзо)\ 2) развитие (ха) и 3) кульминационный момент (кю). Не все пьесы ко соответствовали этой схеме, однако она чаще всего выдерживалась. Развертывание этой структуры в фактический сюжет и исполнение пьесы обычно проходило в следующей последовательности.

Введение: появление второстепенного персонажа (ваки); этот второстепенный персонаж (обычно путешественник) объясняет место и время действия пьесы.

Развитие (в трех частях)

Часть 1: выход главного персонажа (ситэ), а в некоторых пьесах друзей главного персонажа или слуг (цурэ).

Часть 2: диалог между второстепенным и главным персонажами. Второстепенный персонаж всегда чужак, путешественник, не знакомый с историей и прочими особенностями того места, в которое прибыл. Поэтому он расспрашивает главное действующее лицо о месте действия и просит рассказать, какие важные события произошли здесь.

Часть 3: объяснение. Главный герой рассказывает о важных событиях, происшедших в том месте, в которое приехал незнакомец. Это повествование обыкновенно производится в форме танца (кусэмай). Подробности, рассказанные главным персонажем, заставляют второстепенного персонажа удивляться тому, как человек может так хорошо запомнить давние события.

Кульминационный момент: главный герой появляется снова, но уже в измененном обличье, раскрывая свою (ее или его) истинную сущность. Разоблачение обычно включает танцевальное представление. Раскрывшись, главный герой получает некую форму поддержки от второстепенного персонажа и освобождается от кармических связей, соединяющих ее или его с этим миром.

К концу периода Эдо стандартный репертуар но насчитывал приблизительно 250 пьес. Эти пьесы были поделены на пять групп согласно сюжету. Традиционную программу представления составляли пять пьес — по одной от каждой группы. Таким образом, театрал средневековой поры или начала Нового времени за один спектакль мог увидеть сразу пять пьес. Эти пять групп составляют:

Божественные пьесы: религиозные пьесы, в которых фигурируют в основном божества.

Воинские пьесы: пьесы о воинах, героями которых являются мужчины; сюжеты обычно берутся из повествующей о войне Гэмпэй (1180—1185) Хэйкэ моногатари.

Женские пьесы: пьесы об изящных придворных дамах; эти пьесы часто называются пьесами «парика».

Комментарии закрыты.