Сохранение четких границ

Сохранение четких границ

За пределами резиденции сёгуна в замке Эдо процветало множество форм изобразительного искусства, свидетельствующих о культурном разнообразии, царившем в начале Нового времени. Оздоровление экономики, перемены в эстетике и социальная конкуренция помогли искусствам стать более доступными в период Эдо. Художники получили возможность насладиться более высоким уровнем жизни и могли совершенствоваться в своем мастерстве и привлекать клиентов, раскрывая собственные способности и пользуясь большей свободой, чем в предыдущие периоды. Впрочем, появилась также цензура, хотя регулирующие содержание законы и ограничения часто толкали художников на творческий обман.

Сохранение четких границ между классами общества являлось важным компонентом политики Токугава, затрагивавшей искусство, потребление и направления изобразительной культуры. Все граждане были обязаны соблюдать конкретные правила, касающиеся надлежащего внешнего вида, определяемого социальной иерархией.

Людей и семейные группы можно было немедленно опознать по визуальной и контекстной символике, указывавшей на их общественное положение.

Однако в Эдо существовало и некое культурное учреждение, которое регулярно уклонялось от исполнения строгих предписаний сёгуната. Речь идет о непристойных занятиях, без которых не могли обойтись развлекательные кварталы. Несмотря на несколько указов правителей Токугава, направленных на усмирение развеселого театрального мира, уличных актеров, торговцев, общественных бань, чайных домов и борделей, развлекательные районы сформировали преуспевающую городскую культуру досуга. Одним из первых районов, получивших разрешение на подобную деятельность, стал Ёсивара, расположенный в столице сёгунов Токугава и служивший главным местом развлечений в городской жизни Эдо. Эти кварталы, известные под названием укиё, «плывущий мир» (см. далее укиё-э), порождали новые яркие направления в изобразительном искусстве.

Изменения политической власти и экономики также сказались на искусстве периода Эдо, поскольку появилось новое сословие покровителей, любивших очарование и уникальный аромат городских центров. Многие художники ориентировали свою эстетику на сведущих в моде торговцев, ростовщиков и других разборчивых городских жителей, составлявших самые богатые слои населения. Художники периода Эдо часто обращались к художественным тенденциям прошлого, тем не менее перерабатывая ранние стили и методы в новые формы, более отвечавшие вкусам и чувствам покровителей — воинов, торговцев, художников и аристократов.

Комментарии закрыты.