Резиденции в стиле сёин

Резиденции в стиле сёин

Вторым по значимости после строительства замков архитектурным новшеством, характерным для конца Средневековья и начала Нового времени, стало появление жилой резиденции в стиле сёин («письменный зал», или сёип-дзукури). Стиль сёин частично ведет свое происхождение от аристократического стиля синдэн

Вороша Го в замке Химэдзи, ведущие к Первым Водным Воротам, через которые проходит самый короткий маршрут к главной башне (тэнсю). Являясь одними из нескольких ворот, лежавших на пути вражеских солдат к замку, они служили как в качестве преграды, так и для запутывания противника. Прочность воротам придавала железная обшивка (фото Уильяма Дила)

(синдэн-дзукури), распространенного в период Хэйан и приспособленного к потребностям воинов в средневековый период. Хотя позднее, в период Эдо, элементы стиля сёин использовались и в домах простых людей, именно эта форма архитектуры была особенным образом связана с военным сословием. Кроме функциональных возможностей стиля сёин, существовал еще и важный политический аспект этого элемента декоративного дизайна, отражавший иерархию взаимоотношений между господином и слугой. Приемная комната дома в стиле сёин служила местом, где феодал встречался со своими слугами. Пол в пределах этого пространства был разделен на два уровня: господин располагался на верхнем, а слуги — на нижнем, что явно подчеркивало подчиненность последних.

Начиная с XIV столетия архитектурные детали стиля сёин начали появляться в приватных помещениях монастырей дзэн, особенно в храмовых резиденциях настоятелей и прочих высокопоставленных монахов. Настоятели буддийских храмов, например, пользовались комнатами, в которых находился письменный стол — одна из главных особенностей стиля сёин.

Важнейшим прототипом архитектурного стиля, получившего дальнейшее развитие как стиль сёин, является дошедший до нашего времени Додзин- сай, комната для чайной церемонии в зале Тогудо, являющемся частью храмового комплекса Гинкакудзи, Киото.

К периоду Адзути—Момояма особенности стиля сёип нашли окончательную формулировку. К числу подобных новшеств относятся альков для свитка или картины, ряд ступенчатых полок для предметов из коллекции военного правителя и пол из травяных циновок с почетным местом для знатного человека. Архитектурной особенностью стиля сёип также являлся встроенный в альков стол. Этот предмет мебели имел утилитарное назначение и одновременно служил намеком на высокий культурный уровень хозяина дома. В подобном стиле и по сей день оформляются официальные помещения современных японских домов.

Комментарии закрыты.