Противоположность рокудо-э

Противоположность рокудо-э

Многие из иллюстрированных горизонтальных свитков (эмакимоно) были посвящены религиозной тематике, однако этот формат использовался также для картин на светские темы, комментирующих воинские повести, аристократическую литературу и биографии исторических персонажей. Известным примером такого светского ручного свитка является Хэйдзи моногатари эмаки (иллюстрации к «Повести о войне годов Хэйдзи»; вторая пол. XIV столетия), рассказывающая об усобице между Тайра и Минамото до начала войны Гэмпэй в 1180 г. В горизонтальных свитках периода Камакура использовалась реалистическая манера, очень похожие на ту, в которой исполнялись скульптуры того же периода. Реалистичные подробности присутствуют также в светских и религиозных вертикальных пейзажных свитках.

Живопись тушью. Китайская живопись тушью в стиле дзэн пришла в Японию в XIII и XIV столетиях. Интерес японцев к живописи тушью был в значительной степени обусловлен растущим значением дзэн-буддизма в стране. Живопись тушью, или суйбокуга («водная живопись тушью»), особенно процветала в периоды Муромати и Момояма. Эту разновидность живописи также называют суми-э, или «картины тушью». Твердую черную тушь, получаемую из сажи или древесного угля, растирали в порошок на специальном камне. После добавления воды к этому порошку его можно было использовать для живописи или каллиграфии.

Образцы стилей живописи тушью, ее сюжеты и техника первоначально были представлены горизонтальными и вертикальными свитками работы китайских художников периода династии Сон (960—1279). Когда в период Камакура дзэн-буддизм утвердился в Японии, в страну также были привезены китайские картины тушью, составлявшие ключевой элемент традиции дзэн, которую китайские монахи передали своим японским коллегам. В XIV столетии японские живописцы начали применять технику и сюжеты китайских работ, с которыми они могли ознакомиться в собраниях храмов. В отличие от образов райго, эмакимоно и других жанров буддийской и светской живописи, сила суйбокуга заключалась в минималистской, наводящей на размышления технике.

Краткое объяснение происхождения двух аналогичных терминов — суйбокуга и суми-э — указывает на историю этой техники в Японии и ее культурной роли. Иероглиф, обозначающий слово тушь в японском языке, можно прочи

тать или произнести двумя разными способами: боку, что приблизительно отражает китайское прочтение (онёми) этого иероглифа, или способом суми, японское слово (кунёми), обозначающее чернила. Однако эти два термина, обозначающие живопись тушью, — суйбокуга и суми-э — в японском языке наделены различным смыслом, что помогает прояснить происхождение этой техники живописи. Первое предполагает китайские истоки этой техники живописи, в то время как второе понятие имеет более родное звучание. В то время как некоторые японские художники писали картины тушью в китайском стиле, другие живописцы создавали свой, японский отличительный стиль живописи тушью. Хотя на протяжении средневекового периода в живописи тушью использовался единственный цвет и поэтому работы являются монохромными, вариации тона, текстуры и мазка кистью возбуждали интерес у зрителей.

Комментарии закрыты.