Природа японского театра

Природа японского театра

В Средневековье и начале Нового времени в стране существовали четыре основных театра: но, кёгэн, кабуки и бунраку. Следует отметить, что но и кёгэн возникли в XIV столетии, а кабуки и бунраку — в последней половине XVII столетия. Время возникновения этих театральных форм указывает на первоначальных покровителей этих видов исполнительского искусства. Датирующиеся Средневековьем театры но и кёгэн первоначально находились под покровительством военного сословия, в частности сёгунов и регентов, контролировавших военное правительство. Кабуки и бунраку, возникшие в начале Нового времени, представляли форму городского искусства. Стиль и сюжеты этих двух театральных направлений были ориентированы на недавно возвысившееся торговое сословие, которое покровительствовало как кабуки, так и бунраку.

Стоит отметить еще один аспект, который касается природы японского театра Средневековья и начала Нового времени, что на первый взгляд может показаться очевидным: в своей основе это было только исполнительское искусство. Представление о том, что пьесу можно не смотреть, а читать, было в стране чуждым и иностранным. Независимо от мастерства драматурга публика воспринимала исполнение, а не чтение пьесы. Таким образом, хотя пьесы часто рассматриваются теперь в качестве жанра японской литературы, мысль эта смутила бы большинство японских литераторов Средневековья и начала Нового времени.

Театр но возник в конце XIV и начале XV в. благодаря художественному дарованию актера и драматурга Кана- ми (или Кандзэ Киёцугу, 1333—1384) и его сына Дзэами (или Кандзэ Мотокиё, 1363—1443), актера, драматурга и теоретика театра но. Оба они являлись исполнителями саругаку (см. выше), и именно благодаря произведенной ими переработке идей саругаку театр но возник в качестве отдельной исполнительской традиции, делающей акцент на пантомиме и стилизованном танце, сопровождавшихся музыкой и песнями. Однако театр но мог бы и не появиться на свет, если бы не покровительство и финансовая поддержка третьего сёгуна Асикага Ёсимицу, являвшегося восторженным почитателем труппы Канами и Дзэами. Именно это покровительство предоставило Канами, а впоследствии и Дзэами средства, необходимые для воплощения в жизнь их театральных идей.

Как руководитель собственной труппы саругаку, Канами, согласно обычаям того времени, являлся сразу и ее директором, и главным актером. Таким образом, он имел возможность вводить необходимые новшества в обычный репертуар саругаку. Одним из таких новшеств стало внедрение кусэмаи, песенно-танцевальной интермедии, в короткие пьесы, которые ко времени Канами стали частью стандартного репертуара саругаку. Дзэн-буддийские мотивы также повлияли на новые пьесы, написанные Канами и Дзэами. Созданная ими театральная форма стала называться «по» («способность» или «талант»).

После смерти отца Дзэами продолжал оттачивать новый вид исполнительского искусства. Он писал теоретические трактаты по таким темам, как эстетика но, структура пьес и отношения между актером и аудиторией. Как и написанные им пьесы, теоретические взгляды Дзэами были также наполнены идеями дзэн-буддизма.

Комментарии закрыты.