Практика чайной церемонии

Практика чайной церемонии

Главным экспертом в области чайного обряда в эпоху Муромати являлся священнослужитель дзэн Мурата Сюко (или Дзуко, 1422—1502), служивший советником у Асикага Ёсимаса. Являясь учеником влиятельного священника Иккю, рьяного поборника чайного ритуала из-за его соответствия практике дзэн, Сюко был сторонником подхода, уходившего корнями в аскетику дзэн. Он осуждал тех, кто смел приступить к чайному обряду, погрязнув в гордыне, зависти и самодовольстве, и утверждал, что духовное просветление возможно только через бедность и самоограничение. Сюко также понимал, что атмосфера дружбы и гостеприимства, соответствующая чайному собранию, усиливалась, если хозяин готовил чай лично, не привлекая для этого слуг.

В формулировке своих суждений Сюко выделял два качества, ставшие неотъемлемой частью поздней эстетики чая: ваби, духовное богатство, приобретенное через бедность и смирение; и саби, поблекшая красота дорогих предметов, потускневшую от времени и постоянного использования. Понятия эти оказались настолько наглядными, что скромная эстетика Мурата Сюко и его последователей Такэно Дзоо и Сэн-но Рикю получила известность как чай ваби, позволяющий отличать его от других более показных чайных собраний, близких сердцам феодалов.

Кроме чайной философии Сюко также повлиял на чайную архитектуру благодаря своему служению Асикага Ёсимаса. Сюко принимал гостей Ёси- маса за чаем на расположенной в восточной части Киото богатой вилле, сегодня известной как Гинкакудзи, в комнате площадью всего лишь четыре с половиной татами. Такие циновки состояли из плетенной травы, подбитой толстым слоем рисовой соломы. Конфигурация (форма) и количество татами, использовавшихся Сюко в интимной чайной обстановке, со временем стали общепринятыми для чайных комнат.

Сэн-но Рикю (1522—1591) формализовал чайные идеалы, впервые сформулированные Мурата Сюко. Тем не менее, Рикю пользовался большим влиянием, чем Сюко, как в вопросах доступа к видным покровителям чайной церемонии, так и в вопросах чай

ной этики, следовавшей строгости и скромности дзэн. Воспитанный в семье торговца из преуспевающего портового города Сакаи, расположенного на восточном берегу внутреннего моря Сэто, Рикю был открыт для континентальных влияний, в частности, в области чайной керамики, пользовавшейся популярностью среди богатых торговцев Сакаи, чьи покровительство и культурные устремления подпитывали новые течения в эстетике чая с конца эпохи Муромати до XVII столетия. В дальнейшем Рикю учился у Такэно Дзёо (1502—1555), священнослужителя дзэн, поэта и пылкого поборника чая, который сначала следовал канону своего учителя Сюко, а потом попытался внести в него собственные усовершенствования. Дзёо в конце концов приобрел влияние, поскольку он обладал значительной и завидной коллекцией чайной посуды, а его нововведения достигли даже Киото.

Комментарии закрыты.