Порочность кабуки

Порочность кабуки

Чтобы изгладить моральную порочность кабуки, сёгунат разрешил выступать в спектаклях театра только взрослым мужчинам, которые могли по праву утверждать, что являются серьезными актерами. Этот запрет существенным образом повлиял на дальнейшее развитие кабуки. Во второй половине XVII столетия во всех спектаклях кабуки мужчины исполняли все роли, в том числе женские (оппа-гата). Примерно в то же время в таких больших городах, как Эдо, Осака и Киото, были построены театры кабуки.

Сделавшись в период Эдо важным явлением театральной жизни, кабуки впитал в себя аспекты других театральных форм, таких как но, кёгэн и бунраку. Так, например, пьесы но и бунраку были приспособлены к репертуару кабуки. К концу XVII столетия в кабуки исполнялось три различных вида пьес:

1) исторические (дзидаймоно), повествовавшие об исторических персонажах, особенно воинах; 2) современные пьесы (сэвамоно), рассказывавшие о жизни и любви представителей торгового сословия; и 3) танцевальные драмы (сёсагато), включавшие в себя музыку и пантомиму.

Музыка была существенным элементом кабуки, и ее основная функция заключалась в сопровождении танцевальной части спектакля. Лишь недавно ставший популярным сямисэн, как и в бунраку, сделался ведущим инструментом кабуки. Музыка кабуки делилась на сценическую и внесценическую. Сценическая подразделялась на два вида: лирическую (утамоно) и повествовательную (дзорури, или катаримоно). В лирической музыке важнейшую роль играла нагаута (длинная песня), в которой пение стихов сопровождалось танцем. Такой музыкальный стиль был особенно характерен для кабуки-Эдо. Самыми важными формами повествовательной музыки являлись киёмошо буси (стиль Киёмото) и токивадзу буси (стиль Токивадзу), названные в честь своих создателей. Музыка киёмото буси была счастливой и яркой, в то время как стиль токивадзи буси испытал сильное влияние музыки бунраку, известной как гидаю буси (стиль Гидаю).

Эти музыкальные формы исполнялись музыкантами на сцене. Но была также музыка, исполняемая за сценой. Внесценическая музыка (гэдза) выполняла несколько функций, таких как создание специальных звуковых эффектов, настроения, установления места действия, где происходит сцена, идентификация персонажей и возвещение о начале и конце пьесы.

В театре кабуки существовали различные стили танца, однако в целом они склонялись к зрелищности и роскоши. Самые известные танцы в постановках кабуки исполняли оппагата (актеры, занятые в женских ролях). Другим важным аспектом танца было исполнение драматической позы—миэ. Танцор останавливался, поворачивал голову, иногда закатывал глаза и принимал картинную позу, обозначавшую кульминационный момент в пьесе. Удары деревянных трещоток (иукэ) в таком случае усиливали драматизм и напряженность ситуации.

Комментарии закрыты.