Понятие югэн

Понятие югэн

Актер но был обязан пройти интенсивное обучение. Важной частью этого обучения было воспитание навыков и качеств, соответствующих духовным знаниям и способностям. Согласно четкой формулировке Дзэами, с эстетическими аспектами но были связаны два самых важных качества: мономанэ, «имитация вещей», и югэн, «утонченное изящество», или «абсолютная красота». Понятие мономанэ скорее соотносится с мимикой, чем с имитацией в смысле подражания действительности. Точнее, в театре но это прежде всего способность должным образом представить или сымитировать важные для него установленные классические жесты и действия.

Понятие югэн относится к «тайне и глубине», но в представлении Дзэами значение и важность этого эстетического понятия расширились. Для Дзэами главным было то, чтобы актеры могли выразить югэн, который для него означал умение передать аудитории чувства благородства и красоты данной ситуации. Таким образом, югэн, как и набор текста на дому за деньги, подчеркивал связь между актером и аудиторией на эстетически богатом эмоциональном уровне.

Пьесы но исполнялись на практически пустой сцене с использованием минимального количества реквизита. Центральную роль при передаче символики пьесы и эмоций персонажа играли маски и костюмы. Масками пользовался только главный герой и его близкие. Маски использовались и для изображения характерных персонажей — стариков, молодых женщин, демонов, богов и др. Маска, которую носил персонаж в начале пьесы, иногда менялась на другую маску по ходу развития сюжета, тем самым проявляя истинную суть персонажа. Костюмы, соответствующие определенной маске, создавались согласно эстетическим требованиям театра но.

Немногие предметы, использовавшиеся в спектаклях но главными или второстепенными персонажами, это складной веер, буддийские молельные четки, письмо или зонтик.

Как и другие аспекты но, эти предметы обычно наделялись символическим смыслом, т. е. символизировали совсем другой предмет, чем тот, что находился в руках у актера. Таким образом использовался например, складной веер. Закрытый веер изображал нож, а открытый — луну.

Другим существенным аспектом представления но были музыканты. Они сидели на сцене, аккомпанируя стихотворным разделам пьесы. Обычно в спектаклях но использовались флейта и барабаны. Хор (из восьми человек) также сидел на виду у зрителей и заполнял в унисон паузы между песнями главного и второстепенных персонажей.

К числу многих свершений Дзэами следует отнести его теоретические трактаты, в которых он, например, определил различные компоненты, необходимые для пьес но. Иначе говоря, он установил правила относительно сюжета пьесы, ее литературного стиля и формальной структуры.


Комментарии закрыты.