Торговые корабли средневековой Японии бороздили не только местные, но и, так сказать, «международные» воды при ведении торговли. Бесспорно, наибольший интерес представляет собой внешняя морская активность. Японские суда посещали Корею, Китай и даже далекую Юго- Восточную Азию — с торговыми и дипломатическими целями. В период Камакура, например, велась, впрочем не слишком обильная, морская торговля с южнокитайской династией Сон (1185— 1333). Торговля и обмен послами обрели больший размах в период Муромати. Сёгуны Асикага поощряли так называемую «торговлю в рассрочку» (см. главу 4) с китайской династией Мин (1368—1644). Такая деятельность требовала строительства больших и достаточно прочных кораблей, способных совершать опасные океанские путешествия. В средневековый период парусные суда сооружались исключительно для торговли и обмена послами с Китаем и Кореей.
Океанские путешествия стали возможными, в частности, благодаря дальнейшему техническому прогрессу. Среди существенных достижений средневекового периода было использование навигационных карт с разметкой по долготе и широте. Карты охватывали Китай, Корею и Юго-Восточную Азию. К концу средневекового периода появились магнитный компас и такие астрономические приборы, как квадрант и астролябия, которые использовались для более точного определения положения, особенно в дальних рейсах.
Еще одним аспектом средневековых морских путешествий и торговли, влиявшим на передвижения всех кораблей, а в особенности торговых судов, была деятельность японских пиратов (вако). Хотя термином вако называли японских пиратов, на самом деле в их разбойном деле принимали участие и другие народы — корейцы, китайцы и пр. Действовавшие в основном в средневековый период, пираты грабили побережья Кореи и Китая. В XIII столетии пираты совершали набеги на побережье Кореи, и такие на падения периодически продолжались на протяжении двух столетий. Хотя корейское правительство обратилось к сёгунату за помощью в борьбе с пиратами, правительство страны оказалось неспособным решить эту проблему В конце XIV столетия Корея успешно сопротивлялась пиратам, хотя деятельность последних продолжалась уже в меньшем масштабе на протяжении XVI столетия.
К середине XIV столетия японские пираты отодвинули область своей деятельности от берегов Японии. В 1358 г. они напали на китайское побережье и в течение следующих 200 лет продолжали беспокоить китайские города вдоль всего морского побережья. Чтобы противостоять этим набегам, китайцы выстроили прибрежные укрепления и ограничили морскую торговлю. Одним из результатов деятельности японских пиратов стало ужесточение давления китайского правительства на Японию, чтобы последняя поставила пиратов под контроль или уничтожила их. Торговые соглашения между Китаем и Японией теперь зависели от способности сёгуната подавить пиратскую деятельность. Средневековая торговля в рассрочку, например, проводилась при условии контроля Японии над пиратскими бандами. В течение периода Воюющих Государств деятельность пиратов приобрела больший размах из-за исчезновения центральной власти, способной удержать их под контролем. И только после того, как в конце XVI столетия Тоётоми Хидэёси в процессе объединения Японии взял под контроль Кюсю, служивший одной из основных арен деятельности пиратов, масштаб деятельности последних сократился.
Комментарии закрыты.