Морские путешествия в Средневековье

Морские путешествия в Средневековье

Торговые корабли средневековой Японии бороздили не только местные, но и, так сказать, «международные» воды при ведении торговли. Бесспорно, наибольший интерес представляет собой внешняя морская активность. Японские суда посещали Корею, Китай и даже далекую Юго- Восточную Азию — с торговыми и дипломатическими целями. В период Камакура, например, велась, впрочем не слишком обильная, морская торговля с южнокитайской династией Сон (1185— 1333). Торговля и обмен послами обрели больший размах в период Муромати. Сёгуны Асикага поощряли так называемую «торговлю в рассрочку» (см. главу 4) с китайской династией Мин (1368—1644). Такая деятельность требовала строительства больших и достаточно прочных кораблей, способных совершать опасные океанские путешествия. В средневековый период парусные суда сооружались исключительно для торговли и обмена послами с Китаем и Кореей.

Океанские путешествия стали возможными, в частности, благодаря дальнейшему техническому прогрессу. Среди существенных достижений средневекового периода было использование навигационных карт с разметкой по долготе и широте. Карты охватывали Китай, Корею и Юго-Восточную Азию. К концу средневекового периода появились магнитный компас и такие астрономические приборы, как квадрант и астролябия, которые использовались для более точного определения положения, особенно в дальних рейсах.

Еще одним аспектом средневековых морских путешествий и торговли, влиявшим на передвижения всех кораблей, а в особенности торговых судов, была деятельность японских пиратов (вако). Хотя термином вако называли японских пиратов, на самом деле в их разбойном деле принимали участие и другие народы — корейцы, китайцы и пр. Действовавшие в основном в средневековый период, пираты грабили побережья Кореи и Китая. В XIII столетии пираты совершали набеги на побережье Кореи, и такие на падения периодически продолжались на протяжении двух столетий. Хотя корейское правительство обратилось к сёгунату за помощью в борьбе с пиратами, правительство страны оказалось неспособным решить эту проблему В конце XIV столетия Корея успешно сопротивлялась пиратам, хотя деятельность последних продолжалась уже в меньшем масштабе на протяжении XVI столетия.

К середине XIV столетия японские пираты отодвинули область своей деятельности от берегов Японии. В 1358 г. они напали на китайское побережье и в течение следующих 200 лет продолжали беспокоить китайские города вдоль всего морского побережья. Чтобы противостоять этим набегам, китайцы выстроили прибрежные укрепления и ограничили морскую торговлю. Одним из результатов деятельности японских пиратов стало ужесточение давления китайского правительства на Японию, чтобы последняя поставила пиратов под контроль или уничтожила их. Торговые соглашения между Китаем и Японией теперь зависели от способности сёгуната подавить пиратскую деятельность. Средневековая торговля в рассрочку, например, проводилась при условии контроля Японии над пиратскими бандами. В течение периода Воюющих Государств деятельность пиратов приобрела больший размах из-за исчезновения центральной власти, способной удержать их под контролем. И только после того, как в конце XVI столетия Тоётоми Хидэёси в процессе объединения Японии взял под контроль Кюсю, служивший одной из основных арен деятельности пиратов, масштаб деятельности последних сократился.

Комментарии закрыты.