Строго говоря, понятие «лак» (уру- си) относится к ядовитому и смолистому соку лакового дерева Rhus vemiciflua, представителю того же самого рода, что и ядовитый плющ. Лаковыми называются изделия, изготовленные с применением лака — вещества, которое затвердевает как естественный полимер. В японском языке существуют различные термины для обозначения лаковых изделий, например сикки («лаковый сосуд») и нуримоно («покрытый лаком предмет»).
Изготовление лаковых изделий состоит из трех этапов. Сначала изготовляется прочная деревянная, бумажная или кожаная основа. Затем на эту основу наносится лак, который, затвердевая, уплотняет основу Далее затвердевшую лаковую поверхность украшают. Существовали многочисленные способы украшения лаковых изделий и множество материалов для них. В период Хэйан использовалась декоративная техника маки-э («разбрызганные краски»), при которой лак до затвердения присыпали порошком золота или серебра. Эта техника с некоторыми усовершенствованиями продолжала существовать и в Средневековье, и в начале Нового времени.
В рассматриваемый нами период лаковое покрытие использовали при изготовлении самых различных изделий. Лак применялся при изготовлении предметов повседневного пользования, таких как коробочки для туалетных принадлежностей и для чернильного камня, а также различных столовых предметов, тарелок, мисок и емкостей. Лак также использовался при производстве некоторых предметов мебели. Популярность и долгая история лаковой утвари в Японии стали следствием ее декоративных достоинств, красоты, а также защитных свойств.
Исторически лаковая утварь изготавливалась и использовалась в Японии в течение длительного времени еще до Средневековья. Изделия, которые производились в средневековый период, в целом восходят к стилям и способам производства лаковой утвари в периоды Нара и Хэйан.
Техника маки-э, впервые появившаяся в период Хэйан, продолжила существовать в периоды Камакура и Муромати. Лак использовался при изготовлении таких предметов, как чаши, подносы, мебель, коробки для туалетных принадлежностей, седла и стремена.
В период Камакура новым усовершенствованием техники золотого порошка, широко использовавшейся в изделиях маки-э периода Хэйан, стал декоративный стиль икакэдзи («золотая основа»). Растертым в пыль золотом посыпали лакированную поверхность предмета, создавая впечатление полностью золотого изделия. Кроме этого вида художественного оформления, ремесленники периода Камакура продолжали использовать укоренившуюся в период Хэйан технику инкрустации полированного перламутра на поверхности лаковых изделий. В течение Средневековья поверхности лаковых изделий украшались изображениями воды, скал, деревьев и цветов. В средневековый период появились новые виды лаковой утвари, например стили нэгоро-нуриу ценившийся буддийскими храмами, Камакура-бори, деревянной резной лаковой посуды, и тинкин., в котором использовалась декоративная инкрустация лака золотом.
К концу Средневековья и началу Нового времени эстетические принципы изготовления лаковых изделий переместились от пышного маки-э к более простым сюжетам. К числу новых стилей относятся Кодайдзи маки-э, в котором использовались растительные мотивы, и лаковые изделия Коэцу, где использовали декоративные сюжеты, взятые из классической японской литературы.
В начале Нового времени заметно вырос спрос на лаковые изделия (такие как расчески, столы, бутыли, подголовники, шкатулки (инро), бювары и комплекты для курения), и их стали использовать для декоративных целей и для разнообразных повседневных нужд. Эти предметы приобретали торговцы, ремесленники и другие представители растущего городского простонародья, в то время как в более ранний период могли позволить себе только аристократы и буддийские храмы. Представители воинского сословия также ценили лаковые изделия, а самые богатые из них пользовались услугами собственных мастеров.
Комментарии закрыты.