Элементы стиля сёин

Элементы стиля сёин

В зданиях, построенных в стиле сёип, присутствуют комнаты для официальных приемов (дзасики), в которых используются по крайней мере некоторые из следующих элементов:

ДЕКОРАТИВНЫЙ АЛЬКОВ (ТОКОНОМА) Представляет собой приподнятый пол, образовывавший нишу, встроенную в заднюю стену. Использовался для демонстрации ценных предметов, аранжировки цветов или свитка (ка- кэдзику ).

СТУПЕНЧАТЫЕ ПОЛКИ (ТИГАЙДАНА) Обыкновенно это две полки, устроенные на разных уровнях. В отличие от официального токопома,, тигайдана иногда использовались для хранения личных вещей. В жилищах более богатых людей ступенчатые полки могли также служить декоративным целям. ВСТРОЕННЫЙ ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ (ЦУКЭСЁИН)

Стиль сёин получил свое название от встроенного письменного стола (цукэсёип), который располагался рядом с токопома. Стол был обращен к внешней стороне здания, а окна прикрывались четырьмя маленькими скользящими ширмами (сёдзи; см. ниже).

ДЕКОРАТИВНАЯ ДВЕРЬ (ТЁДАЙГАМАЭ) Декоративная дверь в комнате в стиле сёин, расположенная справа от токонома, первоначально вела в спальню или в другую комнату. Однако по мере развития стиля эта дверь иногда становилась просто декоративной особенностью дизайна. Дверь состояла из четырех расписанных раздвижных панелей.

ЦИНОВКА ТАТАМИ Циновки татами представляли собой покрытие для пола, изготовленное из слоев соломы и прочно сплетенной травы. Толщина такого коврика и вид плетения указывали на социальное положение хозяина дома. Циновки эти имели прямоугольную форму, а их размер зависел от региона. Величина комнаты обыкновенно определялась количеством татами, умещавшихся на ее полу.

РАЗДВИЖНАЯ ДВЕРЬ (ФУСУМА) Раздвижные двери, или фусума, использовались в качестве перегородок во внутреннем пространстве дома. Фусу- ма изготавливали, наклеивая бумагу или шелк на тонкую деревянно-решетчатую конструкцию. Раздвижные двери обычно украшали одноцветными рисунками тушью, декоративными композициями или другими изображениями.

ШИРМЫ (СЁДЗИ)

Для разделения внутреннего пространства здания применялись также ширмы (сёдзи). Подвижные и раздвижные ширмы использовались в качестве окон либо дверей. Сёдзи также имели решетчатую основу, однако бумага, приклеивавшаяся на поверхность такой конструкции, была прозрачной и белой, что создавало эффект рассеянного света.

ФРАМУГА (РАММА)

Рамма, или фрамуга, вставлялась в прямоугольное пространство между раздвижной дверью (фусума) и потолком комнаты. Рамма изготовляли из дерева и расписывали различными сюжетами. Рамма обеспечивала проникновение в комнату света и свежего воздуха.

Внешние раздвижные двери разделяли внутреннее и внешнее пространство здания. Их тяжелые панели использовались для защиты ночью или в непогоду.

Модель резиденции феодала периода Эдо Мацудайра Тадамаса (1597-1645), который возглавлял владение (хан) Фукуи Эта резиденция в стиле сёин сгорела дотла при пожаре Мэйреки (1657), после которого такие роскошные сооружения больше не строились (экспозиция Музея Эдо-Токио, фото Уильяма Дила)

Комментарии закрыты.