Дзэн-буддизм

Дзэн-буддизм

Некоторые важные течения в средневековом искусстве возникли за пределами Японии. Хотя культурный обмен между Японией и Китаем на протяжении периода Камакура ослабел, по сравнению с периодом Нара, недавно учрежденный сёгунат Камакура при ветствовал идеи и образы, прибывшие из-за границы, особенно из Китая. Возможности культурного обмена с китайской династией Сун (960—1279) увеличились благодаря активности китайского флота и стремлению (по крайней мере в течение эпохи Камакура) отличить сёгунат и его дела от аристократического двора периода Хэйан с его утонченными чувствами. В результате возобновления отношений между Китаем и Японией на протяжении этого периода в стране появилась буддийская традиция медитативного дзэн (китайского чань).

Дзэн-буддизм проник в Японию из Китая в конце XII столетия. Вскоре после того, как японские монахи Эйсай и Догэн возвратились из путешествия по Китаю с учением чань и семенами зеленого чая, самурайская элита приняла эту строгую религию. Интерес воинов к дзэн-буддизму быстро обрел визуальную форму после того, как в Камакура по образцам китайской архитектуры дзэн были построены такие храмы, как Кэнтёдзи и Энгакудзи. Кроме того, подчеркивая прямое, интуитивное восприятие действительности, традиция дзэн одобряла лаконичные и острые литературные формы, прямой этический кодекс и дисциплину, а не писание, догму или обряд, старательно усвоенные военной и культурной элитой страны. По сравнению со всеми тонкостями периода Хэйан, свободные литературные формы Сун, прозрачные пейзажи и изящная монохромная керамика, скорее всего, казались тогдашнему вооруженному сословию и интеллигенции более доступными. Дзэн и его культурное воздействие вдохновляли, а не укоряли невежеством тех, кто не разбирался в китайской поэзии, конфуцианской классике и других основах японского аристократического образования. Поскольку дзэн и связанные с ним культурные традиции отвергали обмирщенность религиозных и визуальных образов, характерных для других буддийских школ, границы между священным и светским стирались. Кроме того, средневековые монахи стали активными участниками светских кругов, посещая гражданские церемонии, выступая советниками по политическим вопросам и практикуя такие характерные для дзэн искусства, как поэзия и каллиграфия. Эти монахи начали знакомить своих военных покровителей со сдержанными в художественном отношении формами литературных и изобразительных искусств периода династии Сун. Таким образом, через формальную сдержанность и прямоту в соответствии с традициями дзэн, культура династии Сун стала для воинов основой для дальнейшего покровительства искусствам, а также предоставила им смысл жизни.

Комментарии закрыты.