Бельгийский порт Зеебрюге

Бельгийский порт Зеебрюге

Открытое песчаное побережье этого района отличается большой величиной приливов и поясом песчаных осушек и маршей, широкими пляжами, окаймляющей пляж невысокой грядой береговых дюн (лишь местами достигают шир. 1,5 км и выс. 40 м) и наличием на подводном склоне двух рядов параллельных берегу линейных отмелей (De Moor. 1979). Большая часть этого побережья (за исключением некоторых небольших участков: Коксииде-Ньивпорт, Клемскерке-Вен- дейне и восточнее Кнокке-Зюте) сопровождается классическими берегоукрепительными сооружениями, такими, как буны, морские стенки, волнолом (у Зебрюгге), практикуется и искусственная подпитка пляжа. Эти меры вызваны сильной абразией берега, продолжающейся в течение нескольких десятков лет с постепенным возрастанием интенсивности, причем берегозащитные мероприятия не изменяют общей тенденции развития берега. Так, на отрезке Бреден-Клемскерке за период 1970—1979 гг. общее отступание подошвы дюнной гряды составило 40 ‘м; сооружение искусственного пляжа, окаймленного пластиковыми трубами с песчаным заполнением, не приостановило абразию берега. Проведенное в период 1976—1978 гг. регулярное нечастое (еженедельное) профилирование естественного участка пляжа у Клемскерке-Воссеслаг позволило установить количественные характеристики движения песчаного материала и бюджета наносов на пляже за различные отрезки времени, анализ которых показывает, что абразионная фаза сменяется динамическим равновесием, а затем наращиванием берега. О справедливости этого вывода свидетельствует обнажение в 250 м северо-восточнее участка профилей старых (1912 г.) бетонных берегоукрепле- ний, что говорит о бывшей фазе размыва, следы которой были затем перекрыты песком в последующую стадию наращивания берега.

От города Кале до п-ова Котантен протягивается более возвышенное, хотя и равнинное побережье. Его морской край очерчен почти ровной, плавно изгибающейся береговой линией, осложненной несколькими эстуариями в устьях рек и небольшими каменистыми мысами. Наиболее выступающим из них является м. Гри-Не, соответствующий выходу к морю небольшой возвышенности Артуа, сложенной мелами и песчаниками. Мыс имеет вид отвесных уступов (выс. более 46 м), выработанных в темно-красных песчаниках, и располагается в самом узком месте пролива Па-де-Кале.

Берега описываемого отрезка преимущественно выровненные абразионно-аккумулятивные (Bird. 1976). Наибольшей высоты (до 130 м) клифы достигают на участках, сложенных мелом. Мягкие меловые породы довольно быстро размываются западным штормовым волнением. Скорость отступания таких клифов колеблется от 0,08 до 0,8 м/год. Севернее Трепора (у города Ольт) клиф отступил за период 1825—1955 гг. на 97,5 м, а некоторые клифовые участки Пикардийского побережья размываются со скоростью около 1,5 м/год. Здесь, на большом расстоянии от г. Ольт, примерно до Гавра протягивается почти сплошная стена высоких (до 92 м) отвесных утесов с площадкой бенча у их основания.

Отступанию коренного берега местами способствует развитие оползней на участках, где в береговых уступах кроме меловыхпород выходят подстилающие их юрские глины. Взаимодействие абразионных и оползневых процессов на береговых склонах (выс. свыше 70 м, крутизна 20—40°) в районе эстуария Сены вызывает быстрое разрушение берега, иногда на десяток метров за несколько дней (Prior et al. 1980).

В пологой вогнутости (южнее города Булонь-сюр-Мер и до города Ольт) всего этого отрезка побережья протягивается полоса песчаных осушек (шир. до 900 м) и узких пляжей, окаймленных невысокими береговыми дюнами. Этот аккумулятивный участок берега также подвержен размыву волнами. Однако в устьевых частях эстуариев впадающих сюда рек Канш, Оти, Соммы продолжают расти песчаные косы.


Комментарии закрыты.