АРХИТЕКТУРА ПРИ СЁГУНАХ АСИКАГА

АРХИТЕКТУРА ПРИ СЁГУНАХ АСИКАГА

Два павильона периода Муромати, ставшие свидетельством растущего влияния дзэн-буддизма, также отражают безупречное взаимопроникновение светской и религиозной культур под покровительством сёгунов Асикага (1333—1573). Первоначально представлявшие собой виллы, оба этих сооружения известны теперь как Кин- какудзи (храм Золотого Павильона; первоначально Рокуондзи) и Гинка- кудзи (храм Серебряного Павильона; первоначально Дзисёдзи), хотя здания были перестроены в храмы и изменили прежние названия лишь после смерти своих владельцев.

Ёсимицу, третий сёгун Асикага, продемонстрировал свою страсть к изобразительному и литературному искусствам Китая, построив себе трехэтажный павильон с двухъярусной крышей в районе Китаяма (Северные холмы) в Киото. Образцом для этого сооружения послужил тип приюта отшельника, известный из китайской живописи. Расположенный внутри обширных прогулочных садов, сооруженных по китайскому образцу, Кинкакудзи знаменит своим золотым покрытием. Конструкция павильона предусматривает пространство на первом этаже, предназначенное для отдыха и созерцания садов и озера, а на втором этаже находится L-образная веранда, предназначенная для созерцания луны. В течение жизни Ёсимицу павильон служил местом любимых им поэтических собраний, а после смерти сёгуна был превращен в храм, увековечивший память о его увлечении культурным наследием Китая. Таким образом, Кинкакудзи стал одним из самых существенных проявлений китайского влияния в японском искусстве и архитектуре XIV столетия.

В конце XV столетия Ёсимаса (1436—1490), восьмой сёгун Асикага (прав, в 1449—1474 гг.) и внук Ёсимицу, продолжил начатую дедом культурную традицию, построив на Восточных холмах Киото (район Хигасияма) павильон, предназначенный для культурных развлечений. Сегодня особняк Ёсимаса известен как Гинкакудзи (храм Серебряного Павильона) благодаря легенде, утверждавшей, что снаружи он был покрыт серебряной фольгой так же, как поверхность Кинкакудзи была выложена золотой фольгой. Вполне возможно, что Ёсимаса действительно намеревался покрыть серебряной фольгой зал Каннон на втором этаже двухэтажного павильона, хотя этот проект не был осуществлен. Первый этаж сооружения с двойной крышей использовался для медитации и имел раздвижные двери (фусума), за которыми открывался вид на сады и озеро, специально спроектированные для комплекса.

Там же расположено другое интересное здание — одноэтажное сооружение, известное под названием Тогудо, в котором находилась комната для ритуального чаепития, выполненная в стиле, пропагандировавшемся мастером чая и монахом дзэн Мурато Сюко (1422—1502). Под влиянием Сюко (также известного как Дзуко), придерживавшегося буддийских взглядов на приготовление и распитие чая и связанные с этим процессом искусства, употребление чая сделалось официальным ритуалом, известным сегодня под названием чайной церемонии. Сегодня павильон Ёсимаса официально известен как Дзисёдзи — храм, связанный с дзэн-буддийской школой Риндзай. Хотя павильон официально не был освящен в качестве храма до смерти Ёсимаса, сооружение занимало видное место в жизни пропитанного влиянием дзэн Киото XV столетия.

Комментарии закрыты.