Живописцы школы Кано

Живописцы школы Кано

Школа Кано считалась лучшей среди японских школ живописи, работавших в китайском стиле (канга). Их картины изображали пейзажи, а также птиц и цветы. Живописцы Кано работали тушью и использовали все основные форматы своего времени, такие как горизонтальные и вертикальные свитки, роспись ширм и дверей.

Основателем школы Кано считается Кано Масанобу (1484—1530), являвшийся придворным живописцем сёгунов Асикага. Он специализировался в китайском стиле одноцветной живописи тушью и позже передал опыт своему сыну Мотонобу. Именно Кано Мотонобу (1476—1555) принес настоящую славу своей семье. Как и его отец, Мотонобу работал в китайском стиле, но был также известен своими картинами в японском стиле (ямашо-э) — техникой живописи, которая утратила популярность с подъемом дзэнской живописи тушью, предпочитавшейся военным сословием. Мотонобу умел соединять японский и китайский стили, создавая динамичную и новую технику живописи. Особенной известностью пользуются картины Мотонобу, выполненные на раздвижных дверях ( фусума ).

Внук Мотонобу, Кано Эйтоку (1543— 1590), считается самым значительным и известным из средневековых живописцев школы Кано. В период Адзути—Момояма он писал для полководцев Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. В 1576 г. Эйтоку создавал ряд картин для принадлежавшего Нобунага замка Адзути. Хотя и замок, и произведения Эйтоку погибли, исторические источники отмечают, что Эйтоку создавал как монохромные, так и красочные картины на разнообразные темы, включая пейзажи, буддийские образы и изображения китайских мудрецов.

Один из вкладов Эйтоку в японскую живопись заключался в добавлении ярких красок, а также мазков золотом в живопись тушью. Эйтоку обладал хорошо развитым декоративным чутьем, которое использовал в своих картинах тушью, таким образом развивая и поддерживая репутацию школы Кано как мастер монохромной живописи. Тем не менее, декоративный стиль Эйтоку в конечном счете привел к появлению новой школы живописи, известной под названием Римпа (см. далее), сфокусировавшей свое внимание на декоративной функции живописи.

Хасэгава Тохаку (1539—1610). В период Момояма работал как независимый художник. Утвердился как виртуозный пейзажист и добивался впечатления посредством одновременного использования двух достаточно различных манер. Как и живописцы школы Кано, Тохаку демонстрировал мастерство в росписи ширм (бёбу) и раздвижных дверей (фусума), создавая великолепные и яркие произведения, украшенные золотой фольгой. Несколько ширм с изображением осенних кленовых листьев и прочей листвы поры листопада, которые сегодня находятся в храме Тисякуин в Киото, представляют собой один из лучших примеров его работы в этой манере.

Комментарии закрыты.