Супружеская пара

Супружеская пара недифференцированных личностей может быть стабильной до тех пор, пока она не испытывает стрессов или способна сопротивляться им. Но если уровень стрессов начинает превосходить способность супругов противостоять им, в проблемы диады вовлекается третье лицо (обычно ребенок) в надежде, что созданная коалиция поддержит одного из членов диады. Возникают триангуляционные отношения. Проблемы диады это не решает, а в поле неустойчивых эмоций вовлекается все больше членов семьи, что рождает дополнительные трудности: дети рассчитывают на стабильность со стороны родителей, а вместо этого вынуждены сами обеспечивать им стабильность. Но даже в этих случаях обретение стабильности создает психологические проблемы: супружеская диада попадает в зависимость от ребенка, что мешает самоактуализации и свободному развитию всех членов семьи. Согласно М. Боуэну, некоторые члены семьи разрубают подобный «гордиев узел» тем, что покидают семью (дети стараются как можно раньше обособиться от родительской диады, супруги разводятся), но вынесенные из опыта жизни в семье установки продолжают влиять на отношения, создаваемые ими в своих семьях, на внуков и т.д.

Консультант изучает внутрисемейные отношения с помощью как анализа оценки самими супругами своих психологических особенностей, так и исследования генограммы (трехпоколенного семейного древа). Центром анализа является дифференциация мыслей человека от его эмоций и его самого от других (матери, собственных детей, супруга), рассматриваются вопросы эмоционального слияния человека с семьей, трудности в отделении себя от прародительских семей. В терапевтической работе предпринимаются попытки отделить супругов от тех систем, которые имеют место в их прародительских семьях (в том числе и создание семейных коалиций), помочь клиентам в выработке самостоятельных «Я-концепций», достичь более высокого уровня дифференциации.

Бихевиористски ориентированное семейное консультирование (Н.Эпштейн, У. Митчел, У.Мастерс, В.Джонсон и др.) базируется на сочетании идей оперантного научения, теории социального обмена и когнитивной психологии. В центре анализа находятся поступки членов семьи в отношении друг друга, которые рассматриваются в свете, общего тезиса, что «поведение подкрепляется его следствиями»: если в отношениях между членами семьи преобладает негативное подкрепление, наказание, то отношения их будут дисфункциональными; наоборот, если подкрепление будет позитивным, то между ними сложатся функциональные отношения. Дисгармонии могут быть обусловлены тем, что члены семьи получают мало подкреплений, в семье удовлетворяется слишком мало потребностей ее членов, взаимоотношения не приносят удовлетворения, а найденное новое поведение не подкрепляется другими членами семьи и т.д.


Комментарии закрыты.