Поклонение богине моря

Поклонение богине моря

Девятое сентября по лунному календарю в Китае — это день ухода на небо богини моря — Ма Цзу, поэтому в этот день на побережье континента и районе Тайвань в Китае устраивают торжественную церемонию поклонения богине моря.

Ма Цзу, фамилия Линь Мо, родилась 23-го марта первого года Цзянь-лун при Сунтайцзу (960 г.), скончалась в четвертом году Юн-си (987 г.), при жизни была колдуньей на острове Мэйчжоу уезда Путянь провинции Фуцзянь, после смерти была возвышена в богиню моря, имеет звания “тянь-фэй” (небесная наложница) и “тянь-хоу” (небесная императрица) и др. Храм Ма Цзу на острове Мэйчжоу стал первоначальным храмом богини моря и центром совершения обряда поклонения ей.

Существуют две формы обряда поминания Ма Цзу: один из них устойчивый, то есть в день ее рождения (23-го марта) и в день ее кончины (9-го сентября) совершают торжественный обряд приношения ладана и др. Другой — это неустойчивый, временный обряд поклонеия, это поклонение рыбаков Ма Цзу, или когда случается катастрофа на море, появляется нужда помолиться за рождение ребенка, за дождь и т.д.

Устойчивый обряд поклонения богине моря проводится в храме Ма Цзу, в прошлом бывало много официальных торжественных мероприятий. Как правило, народные массы тоже устраивают сложные обряды поклонения, в том числе зажигание ладана, расставление предметов для жертвоприношения, поклонение, кидание гадательных бирков, давание обещания, добавление аромата масла и др. Среди предметов для жертвы бывают куры, утки, свиньи, овцы, рыба и др. ,под т.н. добавлением аромата масла подразумевается опускание денег на ладан в ящик для сбора денег, это называют гаданием на случай счастья, а на самом деле это и есть преподношение денег Ма Цзу, тоже является формой жертвоприношения. В Государственном музее Китая сохранились картины в свитке из руки неизвестного мастера Цинской династии «Фестиваль праздника в дворце Небесной империтрицы)), всего сто картин, и все они показывают, как в районе Тяньцзина 23-го марта организовался торжественный фестиваль по случаю рождения Ма Цзу. На них нарисовано десятки видов развлекательных выступлений и игр, популярных в то время среди народа. Все эти мероприятия были организованы обществами цветов от различных кругов г. Тяньцзина. Здесь можно видеть барабаны фа-гу, ходьбу на ходулях, упражнения на да-фань и чжун-фань, бао-нянь(драгоценная телега), ношение фонарей и печек, цзе-сян-гуй (прием ладана), да-дянь-гуй, танец янге с зонтиком, танец янге с двумя зонтиками, летающий трезубец, шэн-бу-сянь (один из видов лянь-хуа-лао), приглашение на престол, ношение сундука на пяти тигров, поздравление восьми богов со днем рождения, ходули в форме журавлей, бао-дин-гуй(фестиваль драгоценных треножников), лянь-хуа- лао (один из жанров эстрады), фестиваль львов, мэнь-фань (фань у ворот), мелкие виды жонглирования, акробаты с шестами и др. Эти картины имеют богатое содержание, можно сказать, что они собрали вместе все возможные мероприятия на народном фестивале в честь Ма Цзу.

Кроме этого в Сянгане тоже немало храмов Ма Цзу, так например, храмы небесной императрицы в Тонване, в Чичжу и в Сяоцзиване, и в др., в Цзюлуне и Новой территории тоже стоят храмы небесной императрицы. В Аомэне Храм Ма Цзу гэ имеет тоже давнюю историю, в день рождения и в день кончины Ма Цзу здесь проводятся торжественные мероприятия. Храмы Ма Цзу в Чиване г. Шэньчжэнь, в Сянгане и в Аомэне считаются тремя крупными храмами Ма Цзу на юге Китая.

На Тайване существуют несколько тысяч храмов Ма Цзу, сравнительно известными из них являются дворцы небесной императрицы в Пэнху, Лугане, Кайтае Анпина, храм святой матушки в Лу-ер-мэне, новый дворец бабушки в Лугане, великий дворец небесной императрицы в Тайнане, дворец к небу в Бэйгане, Дворец Гуаньду в Тайбэе и др. День рождения Ма Цзу (23-ое марта) является самым крупным праздником среди населения на Тайване. В храме Ма Цзу — дворце к небу на Тайване проводится мероприятие — ходьба вокруг храма, это одно из самых торжественных мероприятий по поклонению Му Цзу. В этот день, в восемь часов утра, гремят гонги и барабаны, оглашаются хлопушки. Около девяти часов группа из 10 здоровенных мужчин-носилыциков несет портрет Ма Цзу и прорывает людскую толпу и грохот хлопушек, то поднимая, то опуская портрет, шатаясь то влево то вправо, совершает обход вокруг храма, или проходит по улицам. Перед портретом идут два хранителя — один способен видеть далеко, как говорится, с глазами на тысячу ли; другой способен ловить на слух, как говорится, с ушами, слышащими любой звук по ветру. Портрет богини обходит все улицы и переулки, а все двора должны раскрыть свои ворота настежь, преподносить предметы для жертвоприношения и пускать хлопушки, чтобы встретить богиню моря, выражать надежду, чтобы она принесла счастье. По возвращении эта группа останавливается за 50 метров до ворот храма, носильщики бросаются к воротам, но резко останавливаются перед воротами и быстро возвращаются обратно и так повторяют раза в три, только после этого входят в храм. Народ вслед за ними входит, в народе это называют “ли-цзяо (пахать паланкин)”. В этот день перед дворцом организуется торговля и имеются разные мероприятия художественной самодеятельности, например, игра со львами, гонгами и барабанами, игра в Сун Цзян и воинов из 8 семей и др. Вечером выступают со спектаклями с хлопкобумажными мешками и актерами песни и пляски.

Комментарии закрыты.