История японской керамики

История японской керамики

Японская керамика называется яки- мопо («огненный предмет»), а иногда сэгпомопо («изделие Сэто») — в честь известного места производства глиняной посуды. Керамика, произведенная в определенной области или регионе, а также иногда в конкретной печи, называется «изделием» или «изделиями» (яки) данного края. Таким образом, например, название бидзэн-яки обозначает изделие Бидзэн, т. е. керамику,

произведенную в печах Бидзэн, на западе Центральной Японии. Традиция изготовления глиняной посуды иногда датируется самыми древними или предшествующими образцами подобного стиля, для чего используется приставка ко («старый»). То есть название Ко Бидзэп относится к самым ранним формам изделий Бидзэн.

Керамика рассматривается здесь в качестве вида искусства, однако керамические изделия являются предметами практического назначения, обладающими определенными бытовыми функциями. К числу предметов, традиционно производимых многими керамическими мастерскими Японии, относятся чайные чашки, банки для хранения чая, чашки и бутылки для сакэ, самые разнообразные миски, цветочные вазы и курильницы. Рассказывая о керамике, следует также иметь в виду многочисленные региональные и технические особенности, влиявшие на керамическое производство. Так, например, в различных областях для изготовления посуды использовались глины разного цвета, различные рецепты и температуры нанесения цветной глазури и различные способы обработки поверхности.

История японской керамики начинается задолго до Средневековья и начала Нового времени. Контакты с азиатским материком до начала средневекового периода принесли в Японию использование высокотемпературных печей и глазури, и методы эти получили широкое распространение к начал) Средневековья. Производившаяся в начале Средневековья неподалеку от современной Нагои посуда ко сэто служит известным примером ранней высокотемпературной и специально глазурованной керамики. В Средневековье сосуды нередко украшались путем инкрустации, постепенно приобретая свой характерный японский стиль. Особенно заметно это стало на примере роста производства глиняной чайной утвари.

Три фактора, действовавшие в период Муромати, помогли поднять керамику с потребительского и утилитарного уровня до художественного произведения: торговля, технология и химия. Возобновление торговли с Китаем и Кореей открыло Японии доступ к технологии изготовления китайского фарфора и других видов керамики. В результате развития новых технологий, в частности, появилась окислительная печь, позволявшая воздуху вступать в реакцию в процессе обжига. Это создавало более высокую температуру и более твердые изделия. Наконец, дальнейшее совершенствование химического состава различных видов глазури позволило более широко и точно манипулировать природной пепельной глазурью. Особенной известностью пользовалось мастерство глазуровщиков посуды Мино.

Комментарии закрыты.