Архитектуры

Архитектуры

В Японии Средневековья и начала Нового времени, как и сегодня, существовало несколько тысяч синтоистских святилищ, различных по своему значению и размерам. Большинство были небольшими и строились в общем архитектурном стиле, обыкновенно нагарэ-дзукури или касуга-дзукури (см. ниже). Большие святилища, однако, нередко обнаруживали собственные черты. Конкретный стиль синтоистской архитектуры обычно получал название по главному сооружению святилища (хондэн). Среди ведущих стилей синтоистской архитектуры выделяются:

Стиль симмэй (симмэй-дзукури). Стиль симмэй («священная яркость») связан с самыми ранними синтоистскими святилищами. Эти древние кумирни внешне напоминают зерновые амбары. Примером такого стиля может служить внутреннее святилище (найку) в святилище Исэ. Именно здесь почитают богиню солнца Аматэрасу, от которой, согласно легенде, ведет свое происхождение императорская семья. Святилище Исэ, служившее важным местом паломничества в период Эдо, каждые 20 лет перестраивают заново, совершая акт очищения.

Стиль нагарэ (нагарэ~дзукури). В стиле нагарэ («текущем») чаще всего построены главные сооружения святилищ (хопдэри) в синтоистской архитектуре. Этот стиль распространен по всей Японии, особенно в небольших региональных святилищах. Святилища в стиле нагарэ имеют асимметричную щипцовую крышу с длинным и широким передом. Примером этого стиля могут служить два святилища Камо в Киото.

Стиль касуга (касуга-дзукури). Термин касу га относится к архитектурному стилю, характерному для святилища Касуга в Нара и широко распространенному в небольших святилищах, находящихся в областях Нара и Киото. Стиль касуга находится на втором месте после стиля нагарэ по своей распространенности при строительстве святилищ.

Стиль хатиман (хатиман-дзукури). В стиле хатиман возводятся в основном главные здания (хондэри) и молитвенные залы (хайдэн) святилищ, посвященных ками Хати ману. Для этого стиля характерно использование двух святилищ в стиле нагарэ, одного спереди и второго сзади, таким образом, что два здания соприкасаются карнизами. Такой стиль строительства был заимствован из буддийской архитектуры. Переднее здание представляет собой зал для поклонения, а заднее отведено под главное святилище. Примером кумирни в стиле хатиман могут служить Ивасимидзу Хатиман в Киото и Цуругаока Хатиман в Камакура.

Стиль хиёси (хиёси-дэукури). Стиль хиёси, также нередко называемый стилем хиэ (хиэ-дзукури)у особенным образом связан с сохранившимся святилищем Хиёси (или Хиэ). Оно расположено у подножия горы Хиэй и служит хранителем Энрякудзи, главного храма школы Тэндай, расположенного на вершине горы. Стиль хиёси является разновидностью стиля нагарэ.

Стиль тайся (тайся-дзукури). Тайся («великое святилище») — такое название носит стиль, связанный с дошедшим до наших дней святилищем Идзу- мо (Тайся) в современной префектуре Симанэ. Как и в стиле симмэй, главное

святилище имеет приподнятый пол, напоминающий старинные зернохранилища, где приподнятый пол был необходим для лучшей вентиляции. Похожий облик имеют многие другие святилища в этом регионе Японии. Другой отличительной особенностью этого архитектурного стиля является крытая лестница, которая ведет в главное святилище.

Стиль сумиёси (сумиёси-дзукури). Стиль сумиёси связан со стилем главного святилища (хондэн) таких синтоистских кумирен, как святилище Сумиёси в регионе Осака. Этот стиль отличается от других, в частности, разделением своего внутреннего пространства на две части щипцовой крышей, покрытой корой кипариса, и расширенным карнизом.

Стиль гонгэн (гонгэн-дзукури). Стиль гонгэн связан с Тосё Дайгонгэн (Восточное Светлое Великое Воплощение), посмертным именем Токугава Иэясу (1542—1616). Термин гонгэн (или дайгонгэн, большой гонгэн) означает «инкарнация, воплощение». Посмертное имя Иэясу — «Великая Инкарнация Тосё» — подразумевает его превращение в божество после смерти. В качестве ками Иэясу похоронен в Тосёгу, в знаменитом святилище Никко, значительном сооружении, относящемся к началу Нового времени. Обогащенный декоративными элементами архитектурный стиль тосёгу носит название стиля гонгэн. Для этого стиля характерна сложная крыша, объединяющая главное святилище и зал для молитвы.

Комментарии закрыты.