Весенняя прогулка

Весенняя прогулка

Откуда пришел к нам обычай втыкания и надевания ивовых прутьев? Говорят, что это делается в честь шэнь-нун-ши, божественному земледельцу, кто считается первоначальным учителем по земледельческим делам. Есть и другие толкования по этому поводу: китайцы считают цин-мин, середину июля и первое октября тремя крупными праздниками дьяволов, в это время разные дьяволы появляются и просят подачки. А дьяволы боятся ивы. Поскольку цин-мин является праздником дьяволов, а в это время ивы как раз дают всходы, то, естественно, люди втыкают и надевают ивовые прутья ради избавления от неприятностей, чтобы избежать помехи дьяволов.

При Ханьской династии имел место и обычай “отрывать ивовые прутья как дар при прощании ”: мост Ба находится на востоке от г. Чан-ань, при Ханьской династии гостя проводили до этого моста, затем дарили оторванный ивовый прут в знак прощания. Ли Бай в своем цы (стихах) говорит: “Из года в год ивовая картина повторяется, с печалью вблизи Балин народ прощается”. В старые времена возле моста Ба, по обеим берегам, плотины простирались.

Весенняя прогулка десяти оленей (резьба по кирпичу, Янчжоу, провинция Цзянсу) Олень в китайском языке произносится как “лу”, что и созвучно с другим иероглифом в значении карьеры. Эта картина состоит из девяти кирпичей, а девять в китайском языке произносится как“цзю’\ что и созвучно с другим иероглифом в значении вечность. Здесь берутся такие смыслы желания добра, как вечность и повышение в должности. Эти кирпичи применяются для украшения ворот. На картине олени гуляют в лесах на горах весной, или ходят, или устанавливают взор куда-то, или кричат, или пьют воду. Эта работа считается одним из шедевров резьбы по кирпичу.

Храм Би-юнь-сы (Храм лазурных облаков) на западном крае г. Пекина (лубочная картина Янлюцин) При Минской династии Храм Би-юнь-сы на западных горах с его живописным пейзажем уже стал известным местом для туризма.

на десять ли, и на каждом шагу были ивы, люди, уезжающие от Чан-ана к востоку, часто, придя сюда проститься, отрывали ивовые прутья и дарили родным на прощание. Поскольку по-китайски “ива” и “оставаться” созвучны, порождалось пожелание подольше оставаться. Такой обычай берет свое начало со строка из «шицзын, сяо-я, цай-вэй)): “бывшего меня нет и в помине, а ивы остаются и поныне”, что как раз и свидетельствует, что люди при прощании дарили ивовые прутья для выражения чувства взаимной привязанности. Поскольку ивовые прутья имеют большую жизнеспособность, в любое время могут выжить после посадки и быстро давать всходы, люди потом стали друг другу дарить оторванные ивовые прутья и тем самым выражать чувство привязанности при прощании и пожелание уезжающему быстро пустить свои корни на новом месте. Таким образом это и стало прекрасным пожеланием другу быстро приспособиться к новой обстановке.

В классических стихах немало случаев, когда упоминается о подаче оторванных ивовых прутьев при прощании. При Танской династии у Цюань Дэ-юй была строка“подарить оторванные ивовые прутья новому знакомому”, при Минской династии у Го Дэн был стих “Провожая уезжающих от года в год, оборваны все ивы возле городских дорог”. Печаль от прощания всплывает в сердце не только при виде ивы, но и когда слышна мелодия «Чжэ-ян-лю»(срывание ивы, название цы). Об этом хорошо свидетельствуют строки из стихов Ли Бая «Слышу дудку в весеннюю ночь в Луо-яне» “В ночь ловлю в мелодии сорванную иву, как не всплывет привязанность к родному саду ”.

В нашей стране для большинства районов этот обычай имеет значение удаления нечисти, однако в некоторых местах и говорят о том, что натыкание ивовых прутьев при цин-мине имеет значение о “помине возросга ”, то есть это предсказывает, что дети станут взрослыми. При посещении могил и та-цине люди гоже часто за эту же затею срывают несколько ивовых прутьев, относят домой, втыкают на ворота или плетут в головные уборы и надевают на головы.

Отсюда видно, что натыкание и надевание ивовых прутьев представляют собой важный обычай Праздника Цин-мин и его культурное воплощение. Тут есть такие стихотворные строки: “Молодым себя никак не назовешь, коль при цин-мине ивовых прутьев не наденешь”, так что надевать ивовые прутья или нет-это уже важный признак того, можно ли считать тебя молодым. Насчет того, откуда появился этот обычай, существует три толкования: одно говорит, что император Тантайцзун раздавал в дар чиновникам ивовые кольца , чтобы выразить им свои пожелания благополучия и чтобы эпидемия их не постигла; другое подтверждает, что в старину императоры дарили огонь от тополей и ивы, и поэтому прутья от ивы приобрели для себя большую цену, отсюда и появился обычай натыкать прутья от ивы; третье настаивает на том, что ивовые прутья имеют волшебную силу, способны защищать от эпидемии и поэтому стали излюбленным укращением для народа. Кроме всего этого существует и такое утверждение, что ивовые прутья служат знаками жилого дома, может привести духи покойных предков домой. На самом деле трудно сказать, насколько эти утверждения правдивы, а было бы вернее сказать, что в раннюю весну прутья от ивы служат символом зелени и жизни, что натыкание и надевание их воплощают в себе смысл бурного подъема и долголетия, и что это, перекликаясь с та-цином , выражает стремление к здоровой жизни.

Комментарии закрыты.