Праздник Чжун-цю

Праздник Чжун-цю

Называют и Праздником Луны, Ночью лунной, Луной дуань-чжэн, Серединой августа, Праздником Середины осени и Праздником Встречи после разлуки, первоначально возник от обряда поминания императорами луны осенью в старину,

впоследствии постепенно превратился в обычай любования луной в честь встречи после разлуки.

В «Альбоме картин при Танской династии» есть картина “Любование за луной в ночь на 16-ое число”, где живо описывается, как при Танской династии цивилизованные люди совершают поминание луны и любуются ею.

В то время многие поэты воспевали яркую луну, например Ли Бай в стихах «Спрашиваю луну за рюмкой вина» пишет:

“Надолго ли светлая луна в чистом небе пришла?

Позвольте спросить ныне за рюмкой вина.

Лезть на луну людям не удастся,

Луна вслед за людьми плетется.”

Класические повести рассказывают о прогулках танского государя по дворцу луны.

И в самом деле, как только на улицах Пекина появляются дедушка заяц и разные тыни и овощи, то уже можно считать, что Праздник Чжун-цю начинается.

В «Брошюре о посещении Озера Западного» пишется: “15-ое августа называют Серединой осени, в народе дарят друг другу лунные лепёшки, как символ встречи после разлуки”.

Поэтому люди и называют Праздник Чжун-цю Праздником встречи после разлуки.

В народе луна рассматривается как бог, называется как богиня-луна, тётушка луна, нян-нян в лунному дворце, бог- солнечный свет луны, или называют богиню-луну девушкой Чан Э. В этой связи существует целый ряд мероприятий по совершению обряда поминания луны.

Богиня- луна и бог-солнце (^Маски богов <) Богиня-луна в Китае из давних времен существует, а после возникновения даоизма она стала считаться святым духом. Богиня-луна называется и “Тай-инь-син-цзюнь”(госпожа звезда тай-инь), поскольку она появляется и исчезает в ночь, поэтому и изображается как богиня, надетая в накидку , с цветным головным убором облакообразного узора, на руках луна.

Пусть цветы вечно хорошиКШедевры У ЮжуЮ В Праздник Чжун-що любуются цветами, за ними ухаживают, что и символизирует прекрасную жизнь.

В далекие древние времена поминание луны считалось сезонным обрядом поминания и было включено в кодекс императорских обрядов, мало чего было известно об обряде поминания луны в народе. Солнце и луна считались крупными богами Неба и Земли, представляющими ян (мужское начало в природе) и инь (женское начало в природе), только императорская семья могла с ними общаться, и, таким образом, обряд поминания луны стал исключительным правом императорской семьи. Раньше при совершении обряда поминания луны разжигали бумажных коней бога луны и поставленные на них предметы-лунный дворец, нефритового зайца и др.

Обряд поклонения луне имеет много форм, или делать поклон на коленях, или совершать жертвоприношение волшебному коню при лунном свете, или делать кумиром деревянную скульптуру тётушки луны, однако без исключения нужно ставить иконы богов в том направлении,откуда поднимается луна,и расставлять стол для жертвоприношения.

Что касается предметов жертвоприношения, во втором томе книги «Краткое описание пейзажей в императорской столице» (соавторы Лю Тон и Юй И) дается подробное объяснение: лунные лепёшки обязательно должны быть круглыми, все фрукты для приношения в жертвы должны быть разрезаны в форме расцветущих лотосовых цветов. На базарах продается бумага лунного света, на которой изображена бодисагва, освещенная луной с боку, внизу лавровый дворец при лунном свете, заяц-человек, стоя, толочет лекарство. Как правило, на севере предметами для жертвы бывают груши, яблоки, виноград, соевые бобы в стручках, петуший гребешок, арбуз; на юге — помпельмус, таро, банан, хурма, рогульник, земляной орех, корневише лотоса и др. Когда луна поднялась, зажигают ладан, первыми кланяются женщины, затем дети. Поговорка говорит: “мучжины не делают поклон луне, женщины не делают поклон цзао-вану (бог очага) ”. По этому смыслу Праздник Чжун-цю и есть праздник женщин, торжественный случай для них совершать обряд поклонения тётушке луне. Старые женщины при поклонении луне еще молвят: “15-го августа луна кругла, арбузы и лепёшки препоносим для неба- государя, небо-государь обрадуется, спокойствие на год на все времена”.

Комментарии закрыты.