На Мадагаскаре

На Мадагаскаре

В освоении береговой полосы суши Восточной Африки и Мадагаскара имеются определенные трудности, хотя, как уже указывалось, восточноафриканское побережье является в основном равнинным. Эти трудности связаны с широким развитием болот на юге, полупустынь на севере и существованием современных и древних коралловых рифов в средней части побережья. В пределах побережья Восточной Африки существуют благо приятные условия для накопления морских россыпей, которые определяются относительной тектонической стабильностью побережья, преобладанием поперечного перемещения наносов в приурезовой черте и большим количеством рек, транспортирующих на берег тяжелые минералы. Более 100 россыпей ильменита, рутила, циркона и магнетита известно в районе городов Дурбан и Порт- Элизабет; общие запасы тяжелых минералов — 4 500 тыс. т. В Мозамбике известно несколько береговых россыпей с тяжелыми минералами: ильменитом, гематитом, магнетитом, цирконом и монацитом. Общие запасы берегрвых россыпей — 50 млн т. В Танзании, в районе Дар-эс-Салама, обнаружено 10 береговых россыпей ильменит-гра- нат-магнетит-циркон-кианитового состава с общими запасами 7 200 тыс. т. Наконец, в Сомали, в районе Кисимаю, развиты магне- тит-ильменит-циркон-рутиловые береговые россыпи с общими запасами 3 700 тыс. т. Однако далеко не все обнаруженные россыпи разрабатываются.

На Мадагаскаре также имеется большое количество береговых россыпей, которые приурочены к восточному побережью острова. Севернее порта Туамасина обнаружено 12 россыпей, в составе которых преобладают ильменит, титаномагнетит, гематит, эпидот, ставролит, циркон, монацит. Общие запасы тяжелых минералов — 1,5 млн т. Несколько южнее Туамасины отмечено 6 россыпей примерно такого же состава с общими запасами 2,8 млн т. В юго-восточной части острова, в районе Таулонару (Форт-Дофин), обнаружено 15 россыпей с запасами 1 млн т.

Самый большой по грузообороту порт и важный промышленный центр на индоокеанском побережье ЮАР — город Дурбан. В этом городе развита черная металлургия, пищевая, текстильная, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. Это не только порт, но и военная база. Длина причалов в порту 14 км с глубиной до 15 м. Грузооборот 35 млн т. Вывозятся товары традиционного экспорта, ввозятся нефть, машины, оборудование, лес, удобрения, продовольствие, товары широкого потребления. Имеются судоремонтные предприятия. На узкой полосе берега хорошо оборудованные песчаные пляжи. Более V3 жителей Дурбана — индийцы.

Порты Порт-Элизабет и Ист-Лондон (Ус- Лондон) имеют соответственно грузооборот 10 и 3 млн т. Вывозятся железная и марганцевая руды, шерсть, кожи, фрукты, продовольствие, асбест. Ввозятся нефтепродукты, машины, промтовары и т. д. В этих городах располагаются автомобильные предприятия фирм «Крайслер», «Фиат», «Мерседес» и др. Ист-Лондон — основной в ЮАР центр по обработке кож и производству обуви.

Остальные порты Восточной Африки, кроме Мапуту, Бейры и Момбасы, имеют меньшее значение. Пропускная способность порта Мапуту 15 млн т грузов, вывозится сельскохозяйственная продукция, ввозятся машины, нефть, уголь, металлоизделия, удобрения, текстиль, зерно, продовольствие. Из порта Бейра вывозятся медная, цинковая, хромовая руды, асбест, сельскохозяйственная продукция, ввоз примерно тот же, что и в порту Мапуту. Третий порт Мозамбика, Напала, имеет грузооборот 2 млн т. В этих трех портовых городах Мозамбика сосредоточены предприятия обрабатывающих отраслей — здесь выпускается 85% всей продукции в стоимостном выражении. В Мапуту находятся металлообрабатывающий завод, фабрика сельскохозяйственного инвентаря и алюминиевых изделий, предприятия по сборке автомобильных двигателей, вагонов, велосипедов, заводы по переработке импортной нефти и удобрений. В этих городах расположены цементные заводы, в Бейре — текстильные фабрики, в Мапуту и Бейре- — заводы по переработке орехов кешью, здесь же располагаются основные предприятия пищевой промышленности. Следует отметить еще один небольшой порт — Мозамбик, который имеет значение как туристский город.

В Танзании хозяйственное значение имеют два приморских города-порта — Дар-эс- Салам и Танга. В первом грузооборот 4 млн т, во втором — всего 0,5 млн т. Дар-эс-Са- лам — основной политический и хозяйственный центр страны. Здесь размещены нефтеперерабатывающий, цементный, автосборочный заводы и текстильные фабрики — в Дар- эс-Саламе сосредоточено 60% производственных мощностей всех заводов и фабрик Танзании.

Комментарии закрыты.