Берега морей северного тропического пояса

Берега морей северного тропического пояса

Пакистанское побережье отличается каменистыми клифами, перемежающимися участками широких песчаных пляжей, с устьями рек, лагунами, песчаными дюнами и приливными илистыми осушками с мангровой растительностью (Snead. 1967). Описываемый район характеризуется продолжительным крупномасштабным поднятием прибрежной территории Даже в историческое время. Провести корреляцию морских террас в большинстве случаев трудно, так как в некоторых районах колебания уровня моря, как полагают, имели большее влияние, чем тектонические движения. Благодаря этим движениям и большому количеству осадков, выносимых в море, особенно р. Инд, расположенной на юго-востоке побережья, дельтовые участки побережья выдвигаются в .море со средней скоростью 10—25 м/год (The Encyclopedia… 1982).

Берега морей северного тропического пояса располагаются в области жаркого и сухого климата и издавна известны как районы оживленной морской торговли. В настоящее время Красное море, и особенно Персидский и Оманский заливы, является крупнейшим в мире производителем и экспортером нефти. Порты Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Ирана, Арабских Эмиратов являются крупнейшими в мире, а морское сообщение в этих районах наиболее интенсивно. Как правило, в районах побережья, освоенных человеком, природные ландшафты изменены до неузнаваемости.

Для описываемой области в экономическом отношении характерна крайняя неравномерность в распределении морских портов и промышленных центров. Сотни километров пустынного побережья перемежаются с экономически освоенными, промышленными районами. Наряду с городами-портами, имеющими мировое значение, есть порты развивающихся стран, менее значимые в мировом масштабе, но играющие главенствующую роль в экономике своего государства.

На южном берегу Аденского залива расположен второй по значению порт Сомали — Бербера. В Джибути имеется порт того же названия с причальным фронтом 3,5 км. Порт — главный источник поступления валюты в республику. В районе Джибути расположена военно-морская база Франции. В Эфиопии два порта — Массауа и Асэб с грузооборотом 1 и 2 млн т. Вывозятся из этих портов хлопок, шкуры, кофе, соль. Ввозятся удобрения, стройматериалы; нефть, металлоизделия, техника, продовольствие. Порт- Судан — единственный в стране — имеет грузооборот 3 млн т. В Египте, на берегу Красного моря, расположен порт Суэц с грузооборотом 3 млн т в год; обслуживает местные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия. В экономике Египта громадную роль играет Суэцкий канал, вход в который находится у города Суэц. Единственный израильский порт на Красном море — Эйлат с грузооборотом 2 млн т. Ввозится нефть, промтовары, необработанные алмазы, товары широкого потребления. Вывозятся фосфориты, бриллианты, минеральные удобрения. Здесь же расположена военная база Израиля. Город Акаба — единственный порт Иордании, через который проходит 4/5 импорта и почти весь экспорт страны. Вывозятся фосфат^ и калийные соли. В городе развита пищевая промышленность и туризм.

На побережье Красного моря расположены два порта, принадлежащие Саудовской Аравии. Один из них — Джидда, через который проходит половина внешнеторговых перевозок страны. Ввозятся зерно, машины, оборудование, лес, цемент. Вывозятся шкуры, шерсть, табак, кожа, финики, кофе. Пропускная способность 18 млн т. Другой порт — Янбу, его пропускная способность 90 млн т нефти и 3 млн т сухих грузов. Ввозятся генеральные грузы, стройматериалы. Вывозятся нефть, рыба, черные кораллы, янтарь. Еще одним портом в Красном море является Ходейда, принадлежащий Йеменской Арабской Республике. Через этот порт осуществляется почти вся внешняя торговля страны. В городе имеются хлопкоочистительный завод, рыбопромышленный комплекс, завод металлоизделий и пищевые предприятия.

Комментарии закрыты.